Форум на Безлюдных Пространствах

Сайт "Бугры"
Форум: Регистрация | Профиль | Войти | Забытый пароль | Кто на форуме? | Справка | Поиск | Все участники |

В сети: Канал "Башня" в IRC | Чат "Башня" | "Сорванная Башня" | Ссылки |

» Добро пожаловать, Гость: Войти на форум Войти | Зарегистрироваться на форуме Регистрация

    Форум на Безлюдных Пространствах
    Бормотунчики -- марш!
        Статья о Крапивине
Отметить все сообщения как прочитанные   [ Помощь ]
» Добро пожаловать на форум "Бормотунчики -- марш!" «

Переход к теме
<< Назад Вперед >>
Одна страница
Модераторы:
 

Новая тема   Новое голосование   Отправить сообщение
Marina


Марина
Редактировать Профиль Личное сообщение ICQ Ответ с цитатой
Это статья одного хорошего человека из города Тюмени.
Малая Тюменская Энциклопедия - это литературный проект ограниченного числа авторов примерно двадцатилетнего возраста (последователи Немирова, автора Большой Тюменской Энциклопедии "Тюмень и тюменщики".

Напишите, пожалуйста, свои замечания. Я их передам автору.

Н. Жаркевич
Крапивин Владислав Петрович

Величайший и известнейший российский писатель, родился в Тюмени 14 октября 1938 года.
Эпиграф:

Никогда не прочту «Мушкетеров»
Александра Дюма
и не встречу людей, у которых
есть и книга сама.

И не буду я до&#769; смерти драться
самодельным мячом –
им гвардейца, подонка, мерзавца
не проткну нипочем.

Никогда не прибудет подмога,
если ранен. И мстя
за друзей, не погибну я много
лет спустя.

Николай Васильев, поэт-неотюменщик

1. Если из стихотворения убрать все «не», то возникнет образ из детства Крапивина – мальчики играют в мушкетеров, сражаясь самодельными меча-ми. Еще добавить к картине пыльный летний двор в лопухах, деревянные двухэтажные дома, баню, овраг, неширокую реку неподалеку, то мы получим наглядное изображение Тюмени в крапивинских книгах, которыми зачиты-ваются многие поколения юных читателей.
Кстати, по последним опросам оказалось, крапивинская проза успешно пережила новое тысячелетие и не уступает «Гарри Поттеру» – нынешние школьники не менее охотно читают «Тополиную рубашку» или «Лето кон-чится не скоро», чем «Философский камень» или «Узник Азкабана».
Более того, сами читатели признают, что переживали в детстве и подро-стковом возрасте так называемые «крапивинские периоды» – зачитывались его книгами, учились фехтовать, ходить под парусами, мечтали о лучшем друге, если такового не было. А также лазали по старой Тюмени в поиске крапивинских мест, которые писатель описывает в своих повестях.
Прижизненным классиком Крапивин стал за сорок лет честной писа-тельской деятельности. Вернее, за период ее расцвета, в 80-е – 90-е годы XX века, когда создаются основные романы и зарождается фантастический мега-цикл «В глубине Великого Кристалла». У Крапивина узнаваемы все произве-дения, начиная от таких ранних рассказов, как «Брат, которому семь» и за-канчивая обширной художественно-автобиографической прозой, к примеру, «Семь футов брамсельного ветра» (2003). Они создаются по однажды выра-ботанной писателем матрице, состоящей из набора динамичных сюжетов, ге-роев, хронотопа и стиля (каждое новое десятилетие вносит в произведения лишь внешнюю атрибутику). Устойчивая матрица, кочующая из произведе-ния в произведение тема параллельных пространств, дух нонконформизма, сквозные мотивы и герои, а также горячий читательский отклик, выражаю-щийся в том числе в создании крапивинского сайта, – все это позволяет гово-рить о существовании в сознании читателей «Миров Крапивина», сравнимых с Мирами Толкиена. По ним пишутся и защищаются дипломы и диссертации (не только по филологии, но и по физике! – теория параллельных про-странств привлекла внимание ученых-естественников), создаются стихи и песни.
Итак, Крапивин больше чем писатель, он создатель культа. Источник же его собственного вдохновения, его детище – отряд «Каравелла», существую-щий в Екатеринбурге (Владислав Петрович переехал в Свердловск еще в студенческом возрасте, когда поступил в УрГУ на факультет журналистики). Ребята из его отряда учатся парусному делу, строят яхты, фехтуют, создают газету, ходят в походы, снимают фильмы… У них есть своя атрибутика – форма (пилотка, рубашка с погонами и аксельбантами), девиз («вперед» и все такое на испанском языке), герб отряда (три красных косых паруса). Долгое время Крапивин был командором «Каравеллы», затем передал эстафету сво-ему подросшему сыну (который, кстати, встретил свою будущую жену имен-но в отряде). «Каравелла» за время своего существование выросла в уникаль-ное, мощное идеологическое движение.
Примечательно, что тюменские власти за все эти годы никак не примут решения признать своего знаменитого земляка «Почетным гражданином Тюмени». Будто считают, что он предал Тюмень, однажды уехав из нее. Ме-жду тем нужно еще поискать такого верного певца родного города. Нет про-рока в своем отечестве…
2. Если из стихотворения, поставленного в эпиграф, все же не убирать все «не», то возникнет пугающий образ нового поколения. Пугает он, само собой, старшее поколение, кому близко крапивинское детство с его играми и мушкетерскими понятиями чести. Используя прием «не», автор стихотворе-ния рисует пустоту на месте «героя нашего времени». Крапивин и мушкете-ры устарели, а что их сменяет?
Впрочем, это тема для отдельной статьи, и не в ностальгическую «ин-цыклопедию».
Вспомним лучше, как оно у Крапивина, (вернее, у его взрослого сына, капитана «Каравеллы», исполнявшего опус на одной из встреч с детьми в тюменской областной библиотеке), который выступил автором нижесле-дующего.
Стихотворение-песня (играется «ум-ца-ца») которое/ая стало/а про-граммным/ой от частоты исполнения, как «Алые паруса» Грина. Хотя эти же мотивы мы найдем в любом другом произведении Крапивина или отряда «Каравелла».
Первый куплет:

В парусиновых брюках, широких, залатанных, длинных
Мы бродили вразвалку, чуть набок была голова.
Мы придумали море таким, как на старых картинках
И устроили так, что открыты не все острова.

Здесь провозглашается установка на богатое и смелое воображение, с помощью которого человек может создать Иные Миры. Реальное, постное и познанное пространство противопоставляется Приключенческому Событий-ному хронотопу. А «мы» имплицитно противостоит «остальным» (типично романтическая бинарная оппозиция «Я – обыватели»).
Пятый куплет:

Только я обманул вас, я прическу сменил и походку,
Ну а парусник сжег, чтоб пахуча была и крепка, –
Золотою, янтарной я смолой просмолил свою лодку,
И отправил я в ней по морям своего двойника.

Высвечивается установка автора на «невзросление», взрослый здесь – выросший Питер Пэн, который все равно живет по законам Детства. Недаром Крапивина называют вечно двенадцатилетним Славой. Именно этот второй из раздвоившейся личности пишет книги для детей.
Шестой куплет:

Лодка эта приходит не в солнечный день, а в ненастье.
Только знаю, что если глаза мне застелет туман,
Если я промолчу, откажусь от чужого несчастья,
Город мой, мое имя и лодку сожжет капитан.

Второе, детское «Я» – это не глубоко укоренившийся инфантилизм, а лучшее, чистое, творческое начало, которое диктует высоко моральные по-ступки, ответственность не только за своих друзей (как в «Трех мушкете-рах»), но и за любого другого в этом мире. Двойник-ребенок, связан с хри-стианскими ценностями добра, а в целом – отвечает за гармонию в мире.
3. Первое письмо, которое я написала, было в Свердловский союз писа-телей, Крапивину. Адрес я узнала в тюменской областной детской библиоте-ке, он оказался устаревшим. Вернувшись на свердловскую почту, письмо пролежало там уйму времени, пока чудом не попало лично в руки адресату – передали знакомые почтальоны, когда Крапивин зашел в почтовое отделе-ние. Об этом он написал мне сам, в небольшом, но теплом письме. Я и не рассчитывала на ответ, просто написала о своем отношении к его творчеству и немного о себе. Впоследствии я два раза видела живого классика на встре-чах с детьми в библиотеке и на радио «Эхо Тюмени», где мы с друзьями при-нимали участие в записи передачи Отто Коха «Семинар». Выяснила, что он меня узнаёт. Крапивин также дружит с Гольдбергом и «Тюменским курье-ром», не раз печатал свои свежие произведения в «ТК» и проводил через га-зету викторины, награждая читателей-эрудитов книжками из новенького тридцатитомника.
Однажды на первых курсах филологического факультета мы с пятью друзьями (Жаркевич-Вахтомина-Корженкова-Хохрякова-Яснева) создали общество любителей Крапивина. Деятельность «крапивников» заключалась в двух-трех оргсобраниях, на которых была разработана эмблема с тополем и кораблем, а также в распространении листовок ко дню рождения писателя, составленной в виде шуточной викторины. «Общество» просуществовало от силы два года, сейчас об этом смешно вспоминать. Однако, если подумать, мотивы крапивинских произведений так или иначе воплощаются в судьбах членов общества. Жаркевич пишет в газету Гольдберга на молодежные темы, следуя некоторым принципам крапивинских юнкоров. Вахтомина работает с молодежью в Медакадемии – преподает студентам английский. Корженкова и Яснева влюблены в мысль о путешествиях, желательно в дальние страны и к морю – одна в Калининград, другая в Америку, в детские кампусы. Аспи-рант ТюмГУ Хохрякова последовательно исследует христианские мотивы в произведениях Крапивина в курсовых, дипломе и теперь уже в диссертации.
Постскриптум от В. Мааса.
К статье Жаркевич про Крапивина у меня есть добавление следующего плана: дом, в котором Крапивин проживал в своем военном детстве и т. п., находился аккурат в том самом месте, где потом построили редакцию газеты «Тюменский курьер».
Просьба это учесть.
Цитата из рассказа «Далеко-далеко от моря»:
«Наш дом номер пятьдесят девять стоял в самой середине улицы Герце-на. Одноэтажная и немощеная, эта улица по тогдашним масштабам считалась очень длинной. Начиналась она у старого Текутьевского кладбища, которое синело вдали, как неведомый лес, а кончалась у Земляного моста через лог, недалеко от района Большое Городище.
По вечерам над крышами Городища и дальними тополями горели очень яркие закаты. Со стороны заката брели с пастбища коровы. Я каждый раз по-ражался, из какой дальней дали шагают эти невозмутимые Милки, Машки и Зорьки. Ведь за Земляным мостом, за Городищем, за таинственными башня-ми старинного монастыря были, говорят, еще кварталы, дороги, военный го-родок со стрельбищами, а уж потом начинались луга и рощицы. Сам я до се-ми лет не бывал ни в том, ни в другом конце улицы. Порой мне казалось, что на востоке, за страшновато-загадочным кладбищем, и на западе, за чернею-щими на закате тополями, сразу начинаются неизведанные края. С заповед-ными лесами и непохожими на Тюмень городами. И с морем…»
20. 06. 2004

Всего сообщений: 224 | Присоединился: июль 2003 | Отправлено: 23 июля 2004 17:07 | IP
Идеалистка

Гость
Редактировать Профиль Личное сообщение Ответ с цитатой
  Статья неплохая - хотя немножко скомканная. Про Каравеллу - как-то неубедительно... О книгах маловато... И еще "величайший и известнейший российский писатель" - это, по-моему, чересчур! А как же всякие достоевские?
  Но это мое субъективное мнение... ВПК рулит!!!

Всего сообщений: N/A | Присоединился: N/A | Отправлено: 23 июля 2004 21:36 | IP
Marina


Марина
Редактировать Профиль Личное сообщение ICQ Ответ с цитатой
Статья просто написана в рамках очень субъективного проекта и ироничного в некоторой мере (правда, здесь вроде иронии нет).  Она выражает просто мысли и настроение автора ,так как это художественное произведение, а не критическая статья...  Отсюда и всяческие чересчур.

Всего сообщений: 224 | Присоединился: июль 2003 | Отправлено: 24 июля 2004 20:45 | IP
Denko



Две звезды
Редактировать Профиль Личное сообщение Ответ с цитатой
простите, не смог дочитать до конца... (может быть, позже)
отвратили слова "создатель культа", "идеологическое движение".
Это, (как минимум!) неудачные выражения.

Хотя в целом, наверное, хорошая статья... ?

Всего сообщений: 75 | Присоединился: январь 2004 | Отправлено: 25 июля 2004 15:20 | IP
Denko



Две звезды
Редактировать Профиль Личное сообщение Ответ с цитатой
дочитал все-таки :)
субъективизм чувствуется, в целом, наверное хорошо (ой, критик не я), но насчет культа (см. выше) - я по прежнему против такого оборота.

Всего сообщений: 75 | Присоединился: январь 2004 | Отправлено: 25 июля 2004 15:24 | IP
Шепелев

Гость
Редактировать Профиль Личное сообщение Ответ с цитатой
ИМХО статья очень слабенькая, автор во власти штампов.
И всё же, считаю, что даже такая, пусть и слабая, но доброжелательная статья, лучше молчания.

Всего сообщений: N/A | Присоединился: N/A | Отправлено: 26 июля 2004 17:29 | IP
Marina


Марина
Редактировать Профиль Личное сообщение ICQ Ответ с цитатой
По просьбе Наташи Жаркевич помещаю статью В. Мааса о тополе.

В. Маас
Тополь (populus)

1. Дерево, имеющее в Тюмени странную судьбу. С одной стороны, рас-тение это имеет среди настоящих тюменщиков культовый статус. Существу-ет даже тюменский Т. текст, представленный на редкость приличными про-изведениями (об этом ниже).
C другой стороны, несмотря на великую любовь всей здешней интелли-генции, Т. в последние года нещадно уничтожаются.
Обратимся к истории тюменского Т., и подспорьем в этом экскурсе нам послужит статья Елены Сусловой («До основанья, а затем?», газета «Тюмен-ские известия» за 16. 12. 03).
Источники сообщают, что Т. для тюменской природы – растение не ха-рактерное. Таким тотальным явлением, как мы его знаем, Т. становится в го-ды тюменской первичной урбанизации и становления города как “столицы нефтяного края” (годы пятидесятые-шестидесятые?).
«Какое-то время назад нас убеждали, что тополь с ее переувлажненными грунтами – просто спасение для Тюмени. Хорошо всасывает воду, быстро растет, дает большую массу зелени».
Насаженные в шестидесятые т. поднялись над Тюменью великими зеле-ными клубами и в таком виде запечатлелись в детских воспоминаниях не-отюменщиков.
А потом наступила тополиная чума:
19 июля 2002 года – первый приход какой-то непонятной древесной бо-лезни, выразившейся в преждевременном листопаде. В городе стоял хруст – высохшие бурые листья усеивали улицы еще летнего города. Впрочем, в пер-вый год чума почти не вызвала никаких вопросов.
11 июля 2003 года описанные события повторились. На этот раз, о при-чинах было много предположений. Некоторые авторитетные специалисты считали, что виновато грибковое заболевание, спровоцированное дождливым летом. Кто-то обвинял пришедшие с Урала кислотные дожди. Кто-то гово-рил, что Т. просто состарились, ибо нормальный для них срок жизни как раз и составляет пятьдесят-восемьдесят лет.
События указанных лет совпали с приходом к власти нового губернато-ра Собянина, который плотно взялся за то, чтобы превратить Тюмень в сто-личный город. Помимо расстановки урн, улучшения дорог и введения ново-годней иллюминации, власти занялись унификацией зеленых насаждений.
Под топор попали в первую очередь Т., в связи с вышеописанной их бо-лезнью, а также довольно безосновательным (см. ук. статью) обвинением «что тополиный пух – причина аллергии».
И пали тополя.
Огромные ветвистые осьминоги, закрывавшие от солнца крыши старых бараков и лезущие в окна пятиэтажек, обрезаются маленькими человечками в желтом.

Вознесшись на подъемнике,
они отпиливают по маленькому ломтику.
В течение дня
До основания пня.

Т. средних размеров, делавшие тенистые аллеи над тротуарами, обреза-ются до состояния трех метровой толстой палки, обрамленной непышными клочьями зелени. В сочетании с низкими серыми уличными строениями – получается ущербный такой, но эстетичный индастриал.
Однако, ходить в жаркий день по таким тротуарам совершенно невоз-можно.
Маленькие Т. больше не высаживают. Из чего можно заключить, что век Т. в Тюмени закончился.
2. Тополиный тюменский текст
Сразу же необходимо сказать много важных слов о зачинателе литера-турного тюменщичества Владиславе Крапивине. Тополиные темы им затраги-вались многократно. Главное в этом аспекте его произведение – «Тополиная рубашка».
Но впервые упоминание об исследуемых тополях мы встречаем еще у Геродота.
В книге III «Истории» грек повествует о самых отдаленных странах, то есть о наших краях, что блистательно доказал тюменщик Немиров в главе «Исседоны» Большой Тюменской Энциклопедии.
И есть у «отца истории» такой пассаж в главе 31:
«Об упомянутых перьях, которыми, по словам скифов, наполнен воздух и оттого, дескать, нельзя не видеть вдаль, ни пройти, я держусь такого мне-ния. К северу от Скифской земли постоянные снегопады, летом, конечно, меньше, чем зимой. Таким образом, кто видел подобные хлопья снега, пой-мет меня; ведь снежные хлопья похожи на перья, и из-за столь суровой зимы северные области этой части света необитаемы. Итак, я полагаю, что скифы и их соседи, образно говоря, называют снежные хлопья перьями».
Позволим себе новую трактовку: тополиный пух гораздо больше похож на перья и «постоянные снегопады» летом у нас, конечно, редки, и даже, на-оборот, стоит жара.
Но вообще такая неясность показательна. Тюменская атмосфера всегда, летом, зимой и в древние времена, наполнена однородными светящимися хлопьями.

Была летающая ночь
И тополиный пух пытался
Тебя плотнее обволочь
Как будто с тех времен остался
Планктон, когда как поплавок
Огромный океан плескался
На месте дома твоего.
(В. Маас)

Прим.: в эоцене, от 55 до 38 млн лет назад территорию нашего города скрывало Тургайское море. Впрочем, скрывало и гораздо ранее, но эоцен ха-рактеризовался именно многообразием форм планктона.
Процитирую еще два стихотворения именно об описываемом ощуще-нии:
Поэт околонемировского возраста Михаил Федосеенков почему-то заце-пился в неотюмещическом сознании только вот этими строчками. Цитирую по памяти, так что прошу прощения:

Что за погода! Иные миры
Молча влетают в пустые дворы.
Выйдешь из дома – там падает снег.
Снег, состоящий из Альф и Омег.

Неотюменщик Николай Васильев:

ЗИМНЕЕ СОЛНЦЕСТОЯНИЕ
(стихотворение, написанное в июне)

Снова зима… Тополиного пуха
в воздухе броун-движенье. Он липнет
к лужам асфальтным и в стельку протухшим,
что остаются надолго от ливней.

И в этом пухе я вижу метели,
снежные горы, сугробные скалы,
чувствую ветер, пронзающий тело,
воющий в звёзды, срывающий скальпы…

Завершаю данное сообщение.
10. 06. 04

Всего сообщений: 224 | Присоединился: июль 2003 | Отправлено: 28 июля 2004 18:31 | IP

Добавить сообщение (добавлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи):
Имя пользователя   Вы зарегистрировались?
Пароль   Забыли пароль?
Сообщение

Использование HTML запрещено
Использование IkonCode разрешено
Смайлики разрешены


Опции отправки

Добавить подпись?
Получать сообщения об ответах по e-mail?   (Выборочная подписка на темы)
Вы хотите разрешить использование смайликов в этом сообщении?
Просмотреть сообщение перед отправкой? Да   Нет
 

Переход к теме
<< Назад Вперед >>
Одна страница

Ссылки:
| Чат "Башня" | Сайт "Бугры" | "Сорванная Башня" - сайт детской литературы | Ссылки Tash_mc | Канал "Башня" в IRC - как попасть? |

© Размещение и тех.поддержка - Sannata.Ru | Соглашение о конфиденциальности

Информация о разработчиках


Форум работает при технической поддержке Sannata.RuTM

 

Hosted by Compic