Столько времени прошло, а вопросы продолжают сыпаться. Попробую ответить.
Рассказ и правда "двухпроходный". При первом чтении должны "запасть" два рефрена: любовь отца к
жене и сыну и вопрос о том, что они за существа. Поворотный пункт - второй вопрос мальчика (как
пишется слово "сапфир"). Здесь читатель должен вернуться к началу, задавшись вопросом, что же
мальчик пишет. Мы уже догадались, что Мария - не человек и ее сын, скорее всего, тоже. Мы также
в курсе, что они общаются при помощи телепатии. Итак, проследим, что делает мальчик и о чем
думает отец. Сперва мальчик говорит о "лете" и направляет мысли отца в эту сторону. Затем
упоминает о "гадюке", и отец начинает думать в этом направлении - о змеях и о том, что произошло
с Марией. Объяснение, зачем Тёмке понадобилось это слово, явно не выдерживает критики: дети
запоминают созвучия, а не подставляют знакомые и примерно подходящие по смыслу слова. Как только
мысли отца подходят к главному эпизоду, мальчик заявляет, что знает, о чем будет писать. Почему?
Потому что считывает картинки из отцовских мыслей. Обращается к нему, как к образцу "человека", чтобы продолжать маскироваться под человека
самому. Таким образом, сочинение присутствует в тексте: мальчик пишет то, о чем думает отец.
Что же произошло тем загадочным летом? Мария умерла. Погибла, встретившись с неким
фантастическим существом. Затем это существо завладело ее телом и привязало героя к себе. Меня
спрашивают, зачем оно это сделало. У меня есть два объяснения: либо существо посочувствовало
отчаянию героя, либо "полюбило" его и захотело с ним остаться. Оба объяснения равновероятны.
Настоящие мурашки по коже должен вызывать у читателя финал, упоминание о еще одном ребенке.
Отец не договаривает фразы: "еще один ребенок, еще одно..." Мы знаем, почему. Потому что вместо
"еще одного чуда" он должен бы сказать "еще одно чудовище". Он все знает, но запрещает себе
думать об этом: пока есть сомнения, он не хочет возводить свои догадки в степень достоверности.
Теперь об "украшеньицах". Разумеется, ЯК-40 вставлен насмешки ради. Спасибо Поручику, что
расшифровал. Далее, я долго смеялся после того, как решил, на что будет похоже существо,
атаковавшее Марию. Разумеется, женщина - змея. И столь любимая Мария - тоже. Далее, имя сына
героя должно было перекликаться с конкурсным заданием (Тёма - тема), лишний раз подталкивая
читателя к вопросу, о чем же все-таки пишет мальчик. (Кстати, спасибо тому рецензенту, который
назвал мальчика Пашкой. Весьма знаменательная оговорка.)
В целом рассказ, безусловно, не детский. Я хотел выразить в нем две основных мысли: "свободная"
тема - на самом деле несвободна потому, что человек не может освободиться от того, что его
волнует, и вторая: больше всего мы боимся тех, кого любим.
В общем, всем спасибо за рецензии, они оказались очень полезными. И спасибо за вопросы и
интерес к рассказу.
|